Промышленный дизайн поездов: от паровозов до Hyperloop

24 голосов

2.025 5

29.01.2018

С начала 19-го века и до сегодня поезда удерживают лидерство как скоростной наземный транспорт. Они наделены колоссальной мощностью для перевозки тысяч тонн груза и сотен пассажиров через страны и континенты. Но это сыграло с поездами злую шутку в плане дизайна. Дело в том, что многие годы и десятилетия железнодорожный транспорт воспринимался утилитарно. Художественному конструированию локомотивов и вагонов уделялось мало внимания. При разработке экстерьера поездов каждый элемент обязательно должен был нести практическую функцию. Об эстетике создатели поездов особо не задумывались.

Промышленный дизайн поездов

Истоки дизайна экстерьера поезда

Первый паровоз, разработанный в 1803 году Ричардом Тревитиком, представлял собой простую платформу, на которой установлен паровой котел. Там не было удобств для машиниста, элементарной защиты от ветра и прочих важных вещей. Такие паровозы заменили собой лошадей в конных экипажах. Поезда в те времена были похожи на кареты, «запряженными» локомотивами. С ростом мощности паровых машин к паровозам стали цеплять вагоны, похожих на ряд карет, соединенных между собой. В них было несколько отдельных купе без общего коридора. Пассажиры выходили на перрон через индивидуальную дверь. Она была у каждого купе. Поездки в подобных вагонах были доступны только аристократам. Простолюдины вынуждены были ютиться на открытых вагонах, которые напоминали телеги на стальных колесах.

Компания KLONA знает все о промышленном дизайне.

Истоки дизайна экстерьера поезда

Как менялся дизайн поездов

Такой стиль поездов, получивший название «каретный» просуществовал до середины 19-го века. Ситуацию изменило появление многоосных мощных локомотивов. Инженеры придумали новую конструкцию – установили огромный паровой котел на дополнительные колесные тележки. В результате силуэт локомотива вытянулся и стал более стремительным и динамичным. Наконец, появилась и полноценная кабина, защищающая машиниста от холода, дождя и ветра. Дизайн поездов стал подражать монументальной архитектуре. В результате сложился образ паровоза, до сих пор узнаваемый почти на всем земном шаре – символ технического прогресса и мощи.

Как менялся дизайн поездов

Вагоны также претерпели серьезную эволюцию. Каретный стиль сменился на концепцию промышленника из США Джорджа Пульмана. Она заключалась в превращении вагонов в аналог роскошного особняка как по эстетике, так и по функционалу. Теперь пассажиры могли наслаждаться наличием отопления, вентиляции, туалетных комнат, яркого освещения и удобных спальных мест.

Следующий этап развития железнодорожного промышленного дизайна связан с возникновением в 20-ом веке поездов, работающих на электрической тяги о от двигателей внутреннего сгорания. Новые источники энергии кардинально изменили облик локомотивов. Массивный паровой котел и топка отправились на свалку истории, а кабина переместилась на наиболее рациональное место – в переднюю часть поезда. Чуть позднее конструкция стала симметричной: появилась вторая кабина с другой стороны, чтобы  локомотив можно было водить в обоих направлениях. Вагоны из шикарных особняков превратились в функциональные транспортные средства, отвечающие главным требованиям эпохи – скорость, легкость, практичность. Именно такая концепция поездов до сих пор актуальная для большинства стран второго и третьего мира.

Дизайн поезда

Студия промышленного дизайна KLONA создаст дизайн поезда для пассажирских или грузовых перевозок.  

Читайте также: 7 заблуждений заказчика о промдизайне

Аэродинамика – главная цель промышленного дизайна поезда

С 1930-х годов наступает эра высокоскоростных поездов. Она породила стиль Streamline («обтекаемый»), который был позаимствован у самолетов. Локомотив и вагоны впервые становятся стилистически единым целым, а общая форма поезда становится похожей на сигару или веретено. Дальнейшее улучшение обтекаемости и аэродинамических характеристик до сих пор является ключевой тенденцией в развитии железнодорожного транспорта. Реализуется она несколькими путями:

1. Копирование решений, созданных природой. Таким традиционным для Востока путем пошли в Японии. Конструкторы сверхскоростных поездов обратились за помощью к зимородкам. Их клюв позволяет птицам нырять в воду на огромной скорости практически без брызг. Воссоздав похожую форму на экспрессах «Синкансэн», инженеры избавились от оглушительного хлопка, который раньше возникал при выезде поезда из тоннеля.

Промышленный дизайн поезда

2. Испытание в аэродинамической трубе. Дизайнеры создают несколько моделей поездов с различными обтекателями, токосъемниками и другими деталями. После чего эти опытные образцы обдуваются потоком воздуха под разными углами.

Испытание в аэродинамической трубе

3. Трехмерное моделирование. Раньше все модели поездов изготавливались исключительно вручную, что требовало уймы времени и денег. С появлением компьютерного 3D-моделирования ситуация кардинально поменялась. Теперь разработать дизайн поезда можно с помощью мышки, клавиатуры и специального программного обеспечения.

Трехмерное моделирование

Читайте также: Промдизайн: 7 новых продуктов, которые упрощают жизнь

Нужно качественное 3D-моделирование поезда? Обращайтесь к специалистам студии промышленного дизайна KLONA.

Дизайн поездов: возвращение в прошлое

Сверхскоростные экспрессы – не единственный вариант, который предлагают дизайнеры и конструкторы. Для любителей роскоши и имперской романтики разрабатываются поезда, которым позавидуют лучшие пятизвездочные отели. Вот несколько примеров:

  • Eastern & Oriental Express. Этот поезд возит пассажиров, готовых заплатить 2500 долларов за билет, по маршруту «Сингапур – Бангкок».

Eastern & Oriental Express

  • Rovos Rail. Главная его «фишка» – огромные панорамные окна в заднем вагоне.

Rovos Rail

  • Maharajas Express. Это самый дорогой азиатский поезд. За 7000 долларов каждый может почувствовать себя будто в королевском дворце Индии.

Maharajas Express

  • Trans-Siberian Express. Этот поезд предлагает самый длинный маршрут в мире, пролегающий через всю Сибирь.

Trans-Siberian Express

  • Seven Stars. Символ японского богатства и стиля. Вся внутренняя отделка выполнена из натурального дерева.

Seven Stars

Читайте также: Что в домике твоем стоит: 3D-визуализация

Промышленный дизайн поездов будущего

И все-таки главной целью инженеров и дизайнеров является не создание железнодорожных «дворцов» для избранных. Их усилия сосредоточены на разработке удобных и доступных поездов, передвигающихся со скоростью самолетов. В этом направлении сделано уже очень много. Вот наиболее перспективные и интересные проекты:

  • Maglev L0. Этот поезд на магнитной подушке в скором времени начнет курсировать между Токио и Осакой. Столь любимый японцами «утиный нос» локомотива здесь удлинился до невероятных размеров, обеспечивая идеальную аэродинамику.

Maglev L0

  • Hyperloop. Очередное революционное детище Илона Маска, которое может полностью перевернуть рынок пассажирских перевозок. Поезда, летящие по вакуумным тоннелям со скоростью 6500 км/час, будут выглядеть почти как космические ракеты.

Hyperloop

  • Clip-Air. Гибрид поезда и самолета. Он представляет собой капсулы, которые можно установить на обычные ж/д платформы или прикрепить к авиационному носителю.

Clip-Air

  • Idea Train. Немецкий футуристический проект, который, по задумке создателей, должен заменить самоуправляемые автомобили. Разработчики сделали упор на комфорте вагонов для пассажирам. Здесь есть огромные мультимедийные экраны, игровые площадки, фитнес-студии и уединенные места для работы.

Idea Train

  • Train Suite Shiki-Shima. Дизайн экстерьера поезда выполнил Киёюки Окуяма, на счету которого работа над знаковыми автомобилями Ferrari, Porsche и Maserati. Первый и последний вагоны представляют собой настоящие обсерватории с обзором в 360 градусов.

Train Suite Shiki-Shima

  • Поезд-невидимка. Еще одна инновация из Японии. Поезд хотят оснастить зеркальным покрытием, чтобы он гармонично вписывался в ландшафт и как бы растворялся в окружающей среде во время движения.

Поезд-невидимка

Студия промышленного дизайна KLONA выполнит 3D-моделирование поезда любой сложности. Заказывайте разработку прямо сейчас!

arrowwww
arrow
Понравилась статья?
Оставьте свой голос:)

Читайте еще

comments powered by HyperComments

Получай больше эксклюзивной информации на свой e-mail