12.02.2018
Двести лет назад автобусы представляли собой многоместные дилижансы, колесящие по дорогам Англии. Внешне они практически не отличались от конных экипажей за исключением того, что приятных глазу и экологически чистых лошадок в них заменили на чадящие паровые машины. Удивительно, но прямой предок этих машин до сих пор коптит британское небо. Единственный в мире паровой автобус развлекает туристов в городе Уэстон-сьюпер-Мэр.
Один из первых паровых автобусов и его современный аналог
Читайте также: Дизайн интерьера вагонов: от истоков до концепта будущего
Появление двигателя внутреннего сгорания в конце XIX века обеспечило мощный рывок в развитии автобусов. Они приобрели более-менее современную компоновку. Конструкция включала в себя несущую металлическую раму с мотором, однообъемный салон с большим количеством окон и рядами сидений для пассажиров. В начале XX века облик автобусов еще не сложился окончательно, поэтому инженеры и дизайнеры позволяли себе много вольностей при разработке машин. Например, были предложены электрические модели, автобусы-кабриолеты, двухэтажные пассажирские полуприцепы с седельными тягачами и другие необычные решения.
Следующий скачок в дизайне автобусов произошел в послевоенное время. Развитие авиационной и ракетной техники на несколько десятилетий определило облик пассажирского автотранспорта. Машины стали обтекаемыми, «рыбообразными» и футуристическими. Чего только стоит концепт Golden Dolphin итальянской фирмы Viberti.
Но после окончания космической эры 1960-1970 годов конструкция автобусов приобрела практичный характер. Исчезли бесполезные элементы, вроде задних «плавников» или панорамных крыш. Казалось, концепция автобуса как идеального параллелепипеда на колесах сформировалась окончательно.
Читайте также: Промышленный дизайн автомобилей и 3D-визуализация
Прежде чем говорить о конструкторской мысли наших дней, стоит упомянуть о классификации автобусов. Дело в том, что эти машины стали специализированными и используются в разных сферах человеческой жизни. Это привело к различным подходам к созданию дизайна автобусов. Вот основные их виды.
Их конструкция отличается удобными входами для посадки и высадки пассажиров. Автобусы имеют широкие проходы и удобные поручни. Разновидность городских автобусов — маршрутные такси. Этот вид транспорта распространен в России, странах бывшего СССР, Азии, Африки и Латинской Америки. Очень часто маршрутки переделываются из грузовых фургонов, поэтому мало приспособлены для перевозки людей.
Поездка в таком транспорте длится долго, поэтому при разработке упор делается в основном на комфорт пассажиров. Конструкция междугородних автобусов предусматривает мягкие удобные кресла, багажные отсеки а, иногда, и собственный санузел. Аэродинамичный кузов сокращает расход топлива при движении на высоких скоростях.
Так как эти машины предназначены для перевозки детей, все подчинено максимальной безопасности. Дизайнеры и конструкторы решают эту задачу с помощью проектирования дополнительной световой и звуковой сигнализации, яркого цветового оформления автобуса, больших зеркал для увеличения обзора. Вам нужно разработать дизайн красивого и безопасного школьного автобуса? Обращайтесь в студию промышленного дизайна КЛОНА.
Такие машины используются для проведения экскурсий, поэтому должны обеспечивать пассажирам максимальный обзор для осмотра достопримечательностей. Они имеют низкие борта и огромные окна. В ряде случаев инженеры действуют радикально — начисто убирают крышу.
Эту техника встречается только в аэропортах. Ее задача — возить пассажиров от терминала к самолету и наоборот. Если нужно разработать промышленный дизайн автобусов для аэропортов, то упор делается на вместимости и большой ширине дверей. Некоторые модели оснащены трапом, который позволяет сразу из автобуса перейти в авиалайнер.
Теперь рассмотрим интересные дизайнерские ходы, которые используются в современных автобусах.
Автобус, предназначенный для переправы туристов на французский остров-крепость Мон-Сен-Мишель. Так как дороги на острове очень узкие, обычный автобус просто не смог бы там развернуться. Дизайнеры создали модель, похожую на трамвайный вагон: она симметрично скомпонована, есть две кабины. Поэтому водителю чтобы поехать в обратную сторону достаточно просто перейти в хвост автобуса.
Эта машина представляет собой практически плацкартный вагон на базе грузового автомобильного шасси Volvo VNL. Что интересно, спальные места здесь расположены не в два, а в три яруса.
Если предыдущий автобус мог порадовать фанатов поездов, то этот создан для любителей водных прогулок. Корпус машины сделан из материалов, устойчивых к морской воде. В режиме плавания колеса автобуса складываются в специальные ниши. Движение амфибии на воде обеспечивает отдельный водометный двигатель.
Визуально этот автобус ничем не примечателен. Его секрет кроется под обшивкой. Merkavim Mars Defender официально признан самым защищенным в мире, поскольку выдерживает обстрелы из автоматов, гранатометов и даже минометов. Бронированные панели установлены не только по бокам, но даже под днищем и на крыше. Из-за этого машина выглядит немного толще своих базовых собратьев. Данный «танкобус» сконструирован специально для Израиля, который известен высоким уровнем террористической угрозы.
Традиционный транспорт Филиппинских островов. Он включает в себя автобусы и маршрутки, которые выглядят как внедорожники-переростки. Джипни выделяются обилием хромированных деталей и большим количеством бесполезных конструктивных элементов (флажки, эмблемы, обвесы и и.п). Студия промдизайна KLONA разработает продуманный и практичный дизайн маршрутки. У нас можно заказать макет такси или автобуса по оптимальной стоимости.
Еще один внешне обыкновенный автобус. Весь креатив дизайнеры оставили внутреннему оформлению салона. Вместо стекол здесь установлены плазменные панели, которые транслируют пейзажи Марса. Таким образом, школьники, которые едут в этом автобусе, чувствуют себя первопроходцами Красной планеты.
Самый дорогой автобус в мире, летящий со скоростью 250 км/час по дорогам Объединенных Арабских Эмиратов. Его можно смело назвать первым пассажирским суперкаром.
Это творение итальянских дизайнеров представляет собой сухопутную яхту. В ней есть мраморная ванна, стеклянная крыша и отсек для водителя, похожий на аквариум.
Этот 30-метровый гигант был разработан Институтом Фраунгофера и представлен в 2012 году в Дрездене. Инновационная компьютерная система позволяет управлять трехзвенным монстром как обычной маршруткой. Автобус рассчитан на 256 пассажиров. Заказчиков на машину с двумя гармошками пока нет. Для передвижения автобуса нужны специально выделенные дороги, ведь на узких улицах он маневрировать не в состоянии.
Читайте также: 7 заблуждений заказчика о промдизайне
Отметим наиболее перспективные проекты автобусов и маршрутных такси, которые уже находятся на финальной стадии разработки.
Концепт такси, предназначенного для лондонских улиц. Ожидается, что серийное производство этого электрического беспилотника начнется с 2020 года.
Российская инновация, презентованная ГК «Волгабас» в 2016 году в Москве. Так же как и показанная выше лондонская маршрутка, «Матрешка» будет ездить без водителя.Опытные образцы уже прошли испытания на острове Русский во Владивостоке. Коммерческое использование маршрутного такси запланировано на 2018 год.
Эту новинку разработал концерн Mercedes-Benz специально для высокоскоростных автобусных трасс BRT. Автобус оснащен системой автономного управления, которая способна контролировать многотонную машину с точностью до сантиметра. Пока он работает в экспериментальном полуавтоматическом режиме на маршруте из аэропорта Амстердама в город Харлем, который находится на окраине столицы Нидерландов.
Этот проект разработал американский дизайнер Тэд Орловски в 2013 году. Боковые наружные поверхности интерактивного автобуса выполнены в виде прозрачных светодиодных панелей. На них можно показывать рекламу, расписание движения, видеоклипы и многое другое. Пока автобус существует только на экране компьютера. Будет ли проект воплощен в реальность — неизвестно.
Автобус, на создание которого дизайнера Хью Фроста вдохновил знаменитый лондонский двухэтажный «даблдекер». Главная «фишка» концепта — возможность перевозить не только пассажиров, но и грузы.
Китайский проект 2016 года, который наделал много шума. Ожидалось, что этот огромный автобус решит проблему транспортного коллапса крупных городов мира. В ширину машина растянулась на две дорожные полосы. Салон автобуса располагается на высоте около трех метров. Машина должна была двигаться над дорогой и пропускать легковые автомобили под собой. Но авторы «сквозного» автобуса обманули инвесторов и скрылись с деньгами.
Чтобы не оказаться в подобной ситуации, заказывайте создание дизайна и конструкции автобуса у надежных разработчиков. Студия промышленного дизайна KLONA выполнит проектирование, 3D-моделирование и прототипирование автобуса или маршрутного такси. Уточнить цены и сроки выполнения работы можно здесь:
Тел: +7 (499) 112 08 50, +7 (910) 479 24 20
E-mail: hi@klona.ru
Получай больше эксклюзивной информации на свой e-mail