Дизайн интерьера вагонов: от истоков до концепта будущего

5 голосов

4.46 5

09.01.2018

Железная дорога — надежное средство передвижения, которому доверяют миллионы людей в России и мире. Каждый год проектируют новые поезда, и меняется дизайн интерьера вагонов. О пути промдизайна вагонов от начала истории, до настоящего времени, расскажем в нашей статье.

Первый прообраз поезда появился еще в конце 15-го века, когда лошадей начали запрягать не в одну, а сразу в несколько телег, скрепленных между собой.

Первый прообраз поезда

Первая железная (на тот момент еще деревянная) дорога на лошадиной тяге появилась в конце 17-го века. Тогда вагонетки были открытыми и предназначались для перевозки грузов. Чуть позже появились грузопассажирские поезда, причем в одном вагоне могли одновременно перевозить людей, их багаж и коммерческие грузы, которые позволяли покрыть затраты на поездку.

Первая железная дорога

Только в 1804 году, в Англии инженер Ричард Тревитик сконструировал первый локомотив. Однако к паровым повозкам относились с недоверием, и его использовали в качестве аттракциона для развлечения благородной публики. Поезд с одним вагоном курсировал лондонской площадью по кругу, катая всех желающих.

Поезд с одним вагоном

Изобретение англичанина не осталось незамеченным, и производство паровых локомотивов поставили на поток. В 1811-м году начинается активное строительство железных дорог в Англии, а немного позже и по всей Европе. В России первая Царскосельская железная дорога открыта в 1837 году.

Строительство железных дорог

Постепенно меняется техническое оснащение, а вместе с ним внешний вид и интерьер вагонов. Они становятся закрытыми, благодаря чему даже путешествия на дальние расстояния становятся комфортными в любую погоду. Внутри появляются мягкие диваны, полочки для багажа. Купе становятся индивидуальными.

Внешний вид и интерьер вагонов

На рубеже 19-го и 20-го веков железные дороги были главным средством междугороднего и международного сообщения. Вид подвижного состава и интерьер вагонов совершенствовался.

Вид подвижного состава

Ближе к середине 20 века в моду вошел художественный стиль Streamline, который отразился на внешнем виде вагонов. Формы становятся обтекаемыми, приобретают аэродинамические характеристики. На смену архаическим формам паровозов пришли футуристические электрические локомотивы, напоминающие ракеты: с блестящими металлическими корпусами и динамической расцветкой:

  • красный цвет;
  • полосы вдоль вагонов;
  • изображения крыльев и стрел.

Художественный стиль Streamline

Полностью поменялся и интерьер вагонов. Роскошные составы со спальными вагонами предоставляли невиданный прежде комфорт. Окна в вагонах стали больше, и пассажиры могли наслаждаться пейзажами во время путешествий.

Читайте про достижения промдизайна, которые упрощают нашу жизнь прямо сейчас

Вагон-ресторан стал обязательным для каждого состава. Популярностью также пользовались вагоны-салоны. Пассажиры собирались в них, чтобы выпить, покурить и пообщаться. Для этих целей вагон-салон оснащался широкими панорамными окнами, мягкими креслами и столиками со встроенными пепельницами.

Вагон-ресторан

Вагон-салон поезда «Santa Fe». Рекламный буклет

Дизайн вагонов междугородних поездов в России

Самый известный современный поезд России — «Сапсан». Он курсирует с 2009-го года между Москвой и Санкт-Петербургом со скоростью до 240 км/ч. Вагоны поезда разделены на классы, с разным интерьером и возможностями для пассажиров. В некоторых вагонах предусмотрены отдельные переговорные, которые расположены в хвостовой части.

Переговорная комната в вагоне «Сапсана»

Переговорная комната в вагоне «Сапсана»

Переговорная представляет собой отдельную просторную комнату с кожаными креслами, диваном и плазменными панелями на стенах. Между креслами расположен удобный столик. На стене размещен персональный мини-бар. Уровень и цвет освещения в купе регулируется с помощью пульта. Персональное купе отделено от остального вагона тонированным стеклом и стеклянной дверью с металлическим корпусом. Вагон бизнес-класса оснащен эргономичными кожаными креслами с персональными мультимедийными экранами. Кресла разделены большим широкими проходами, возле каждого установлен индивидуальный столик. Посередине вагона обустроен гардероб, отделенный от пространства металлическими панелями.

Вагон бизнес-класса

Вагон первого класса оснащен сдвоенными креслами с регулируемыми подлокотниками. На каждом изголовье расположена брендированная подушка. В вагоне широкие окна с жалюзи, над которыми расположены полки для сумок. По центру вагона обустроен гардероб. На потолке закреплены телевизионные панели. Внутренняя отделка вагона выполнена из листового алюминия, стеклопластика и стекла. В ней преобладают натуральные цвета и гладкие фактуры.

Вагон первого класса

Есть в России и поезда, поражающие своими роскошными интерьерами. Один из таких — «Золотой орел», курсирующий по маршруту Москва — Владивосток. Это настоящий поезд-отель, с шикарными интерьерами, дорогой мебелью и натуральными материалами в отделке. В купе преобладает натуральное дерево, массивные металлические элементы, а диваны обиты красным бархатом с фактурными элементами.

Настоящий поезд-отель

Помимо купе, в составе есть вагон-ресторан, бар с пианино и библиотекой.

Подобные вагоны придумали еще в дореволюционное время, как вагон-салон.

Вагон-салон

Главное назначение вагона — дать возможность пассажиром насладиться меняющимися видами в непринужденной обстановке.

Дизайн вагонов: самые крутые интерьеры

Шикарные интерьеры вагонов можно увидеть и в других странах. Например, знаменитый «Восточный экспресс» — первая железнодорожная линия, соединившая Восток и Запад.

Роскошные интерьеры вагонов отделаны в стиле арт-деко. Визитной карточкой «Восточного экспресса» являются настенные панели из древесины кубинского акажу. Их украшает отделка из гравированного стекла и узоры, выполненные в технике маркетри.

Визуализацию интерьера вагона или других объектов вы можете заказать в студии промышленного дизайна КЛОНА.

Визуализация интерьера

В просторном вагоне-ресторане хорошее искусственное освещение: многочисленные верхние и боковые лампы. Широкие панорамные окна с массивными деревянными рамами открывают прекрасный обзор и впускают много дневного света. Дизайн вагона «Восточного экспресса» больше похож на бар или лобби отеля, чем на вагон в привычном понимании этого слова.

Дизайн вагона «Восточный экспресс»

Купе в «Восточном экспрессе» выглядят так:

Купе в «Восточном экспрессе»

В каждом есть собственный душ и туалет. Комнаты обустроены в колониальном стиле, есть варианты с двухэтажными кроватями и купе, в которых кровати расположены только внизу. Помимо кроватей купе оборудованы мягкими пуфиками, креслом, в котором спрятался небольшой шкафчик и столиком у окна. Чтобы попасть на второй ярус кровати, используется приставная лестница. В каждом купе есть шкаф для одежды и багажа, удобные полочки для мелочей.

Дизайн интерьера вагонов: настоящее и будущее

Где-то между роскошными интерьерами, динамическим дизайном и удобным функционалом находится будущее железнодорожных поездов. Так, например, выглядит ночной поезд в Японии и его плацкартный вагон:

Дизайн интерьера вагонов

Каждое посадочное место оборудовано собственным светильником, подставкой под стакан и окном с тканевыми жалюзи. Длина спального места — 220 см. Пассажиров разделяет небольшая перегородка у окна на уровне головы.

А вот так выглядит купе японского поезда:

Купе японского поезда

Дизайн интерьера вагона более привычный, из значительных отличий — небольшие столики, закрепленные над спальным местом и способ открывания дверей. Мы привыкли, что двери купе разъезжаются, а здесь стандартный механизм открытия.

В каждом вагоне японского поезда есть платный душ. Время на водные процедуры — 6 минут. Есть таймер, который показывает обратный отсчет. В душе, как и в туалете, предусмотрена кнопка дезинфекции, которую нужно нажимать перед выходом из помещения.

Студия технического дизайна КЛОНА предлагает услуги 3D-моделирования интерьеров и промышленных объектов.

Фото платного душа в Японии

А вот пример концепта круизного поезда Восточно-японской железной дороги:

Концепт круизного поезда

Двухэтажные апартаменты, в которых два этажа — единое пространство, сообщающееся винтовой лестницей. Главное отличие от традиционных вагонов — свободное пространство.

Двухэтажные апартаменты в круизном поезде

Даже перегородки здесь полупрозрачные.

Возможно вам будет интересно прочитать о визуализации интерьера.

А вот пример концепта промышленного дизайна вагона. Купе будет удобно для троих-четверых человек.

Пример концепта промышленного дизайна вагона

Промышленный дизайн вагонов: 3D-модель

По словам его создателя, концепт разрабатывался для семей, путешествующих с детьми. Нижнее спальное место раскладывается из кресел, которые раздвигаются, а подлокотники уходят вниз. Когда кресла сложены, они представляют собой эргономичные сидения с подстаканниками. Большой центральный подлокотник между креслами скрывает выдвижной мини-бар.

Концепт для семей, путешествующих с детьми

3D-визуализация купе

В качестве материалов мягкой части кресел выбраны современные пористые полимеры, которые легко трансформируются, принимая нужную форму.

Общее освещение в вагоне обеспечивают встроенные в потолок точечные светильники. В каждом купе есть длинная лампа над окном и дополнительные индивидуальные светильники в каждой спинке кресла.

3D-визуализация купе

Для комфорта путешественников каждое купе оборудовано индивидуальным санузлом и шкафом для одежды и багажа. Есть также общие багажные отсеки, размещенные в коридоре под потолком. В кресла встроены разъемы для наушников, в каждом купе есть телевизор с выходом в интернет и доступ к WI-FI.

Если вам нужно разработать концепцию и дизайн вагона — студия промышленного дизайна KLONA готова помочь. Мы знаем, как создать новое, уникальное и функциональное!

arrowwww
arrow
Понравилась статья?
Оставьте свой голос:)

Читайте еще

comments powered by HyperComments

Получай больше эксклюзивной информации на свой e-mail